В королевской Академии Изящных Искусств
Сан Фернандо (Real Academia de Bellas Artes de San Fernando) прошла выставка
работ первого всемирноизвестного чешского фотографа.
Франтишек Дртикол прославился, в первую
очередь своими портретными и эпическими фотографиями в стиле «ню». Искреннее
восхищение красотой человеческого тела, игра света и тени, склонность к
символизму и модернизму характеризуют творчество этого оригинального мастера
фотографии.
Удивительно то, что, в отличие от
большинства гениев, Франтишек стал выдающимся фотографом против собственной
воли. С детства он увлекался живописью и мечтал стать художником. Но его
родители были против такой непостоянной и ненадежной профессии, поэтому они
настояли, чтобы сын отправился учиться в коммерческое фотоателье.
Несмотря на изначальное отсутствие
интереса к миру фотографии, в процессе учебы Франтишек всерьез увлекся своей
новой работой и осознал, что с его развитым и утонченным художественным вкусом он
сможет добиться многого в этом новом, только начинающем свое восхождение
искусстве. Проработав в ателье три года, он отправляется в Мюнхен, где поступает
в фотошколу для молодых талантов. В то время Мюнхен был центром европейского
модернизма, и в работах Дртиколя отчетливо прослеживается этот стиль: атмосфера
женских портретов очень синтементальна, а композиция фотографий в высшей
степени декоративна.
Закончив учебу, в 1919 году Дртикол
открывает свою первую фотостудию в центре Праги, и очень скоро к нему приходит
настоящая слава. В салоне нет отбоя от клиентов, ему заказывают официальные
портреты все сливки чешского высшего общества, включая первого президента
Чехословакии Томаша Гаррига Масарика.
Фотосалон приносит приличную прибыль, и
у Дртиколя появляется возможность заниматься свободным творчеством. Своим основным
направлением он выбирает работу с обнаженной натурой. Он ставит себе цель
полностью отразить наготу как явление в высшей степени духовное, как творение
Божье. С помощью света и тени он обращает внимание на силуэты и подчеркивает
определенные детали, демонстрируя формы и, главным образом, красоту женского
тела.
Работы Дртиколя мгновенно получили признание
не только в Европе, но и во всем мире. В
20-е и 30-е годы Дртикол неоднократно становился победителем премий различных
международных фотосалонов.
В 30-е годы он начинает проводить
творческие эксперименты, заменяя живых моделей статуэтками или бумажными
силуэтами. Некоторые критики связывают это направление с началом его увлечения
восточной философией и мистикой. Возможно, это помогает фотографу полностью
раскрепоститься, и его работы становятся, как никогда, свободны от всяких
запретов и предрассудков. Он называет этот период своего творчества
«фотопуризмом».
И всё-таки, несмотря на громкую славу,
Дртикол в 1932 году закрывает свой фотосалон, а в 1935 году навсегда остявляет
профессию фотографа и возвращается к мечте своего детства – живописи. Он
начинает писать картины и полностью погружается в мир восточной философии, йоги
и буддизма. Однако через некоторое время он признает правоту родителей, так как
профессия художника, действительно, показала себя, как весьма ненадежная и
неприбыльная.
Практически ничего из своих картин продать ему не удалось, и в
течение нескольких лет бывший всемирноизвестный фотограф жил впроголодь, с
трудом добывая себе деньги на обед. В качестве подработки он начинает
преподавать на курсах фотографии и писать учебные программы для студентов. Он
даже делает попытку преподавать в Пражском графическом училище. Но в конце 40-х
годов его художественное мышление модерниста 20-х уже не вызывает интереса у
студентов. В 1961 году Франтишек Дртикол умер в забвении и бедности.